Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

‹ На страницу "Рублёвка"

К. Ковалев-Случевский. Другая Рублевка. Главы из книги

Rambler's Top100 ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
Рублевка - название
Рублевка - Мневники
Рублевка - Хорошево
Рублевка - Конюшки
Рублевка - Татарово
Рублевка Троице-Лыково
Рублевка - зимой
Рублевка - Крылатское
Рублевка - конезавод
Рублевка - Колокола
Рублевка - герб Москвы
Рублевка - медведи
Рублевка - Св. Савва
Рублевка - Пушкин
Рублевка - Левитан
Рублевка - Волошин
Рублевка - Малевич
Рублевка - Бердяев
Рублевка - Горький
Рублевка - Сталин
Рублевка - А.Толстой
Рублевка - Тарковский
Рублевка - В. Ян
Рублевка - Л. Орлова
Рублевка: Президент РФ
Рублевка - маршруты
Рублевка - будущее

 

Содержание книги ›››

 

 

 

Rambler's Top100


 

 

Константин Ковалев-Случевский

ДРУГАЯ РУБЛЕВКА
Тайны Царского пути
Виртуальное путешествие во времени и пространстве

 
ТЕКСТ КНИГИ
: из главы 3, продолжение
 

Глава третья. ПОСЛЕ МКАДа

Древнерусский Highway зимой и летом

Меня всегда интересовал такой вопрос. Как мог (по сообщениям документов того времени), например, царь Алексей Михайлович в XVII столетии промчаться по Рублевке зимой от Московского Кремля до Звенигорода за час-полтора? Даже летом, верхом на лошади или в хорошо запряженной карете за такое время это сделать было бы трудно. Но тем более зимой – как?!
Сани бы утопали и застревали в сугробах. Тогда же ведь не было спецмашин по расчистке дороги. Пришлось бы держать тысячи и тысячи людей, которые бы убирали снег на всем протяжении пути.
Конечно, такую работу могли проделывать и местные жители. То есть, им могло вменяться в обязанность – чистить Царский путь всякий раз после очередного снегопада. Но мы не знаем ничего о таких обязательствах или о документах, которые бы подобное фиксировали.
Так кто же чистил зимний рублевский тракт? Ведь по занесенной дороге на санях вряд ли можно было преодолеть более 35 верст за краткое время. Понадобилось бы не менее 2-4 часов и даже более. Кстати, а кто чистил при этом другие дороги от Москвы? Еще десятки тысяч людей? Да откуда бы им было взяться?!
Помогли найти мне ответ на эти вопросы обыкновенные старинные рисунки и миниатюры, в том числе, созданные в то время, в годы первых Романовых. На одном из таких рисунков изображен царский поезд – упряжка из саней и многочисленных лошадей (до десятка лошадиных сил, что-то вроде «Феррари» или Порша «Кайен» XVII столетия!). Художник, в точности копируя реальность, расположил этот поезд на ровненькой поверхности, окруженной поросшими лесом высокими берегами.
Да, конечно, вы уже догадались. Зимой самой лучшей дорогой становилась река, вернее – лед на реке. По какому-то странному природному устройству снег на ледяной речной поверхности не собирается в большие сугробы, проветривается, что ли. Да и сам путь становится ровным и скользким, но не до такой степени, чтобы нельзя было по нему скакать лошадям или мчаться конной упряжке.
Таким образом, в старые времена существовало две дороги, два пути, две Рублевки. Одна летняя, другая – зимняя. И они не совпадали. Снежная и холодная была длиннее по протяженности, извилистее (следуя руслу реки), но при этом намного удобнее. Ровность ее нельзя даже сравнить с современным асфальтовым покрытием. Ни один из нынешних профессиональных укладчиков дорожного полотна не сможет сравниться по умению с самим Дедом Морозом. Скоростная зимняя трасса решала все проблемы с передвижением, сани были буквально созданы для нее, не нужна была ни специальная «зимняя резина», ни «шипы», ни АБС.

Царский конный поезд на льду реки, гравюра XVII в.

По Москве-реке можно было добраться до Звенигорода так же быстро, как и сегодня. И даже еще быстрее, ведь тогда не существовало дорожных пробок или заторов. Да и дорогу для государева кортежа вовсе не нужно было перекрывать (тем более, пользоваться «мигалками» или «спецфакелами»). Лишь только удивленный народ собирался на обочинах, и люди с открытыми ртами вглядывались в несущуюся по речной глади процессию, состоящую из царских саней и многочисленной верховой стрелецкой охраны. Стрельцы спешили с помощью одной лошадиной силы вослед за своим предводителем, дабы не отстать и служилые обязанности телохранителей в точности исполнить.
Летом же Рублевка XVII столетия была обычной земляной дорогой, с мостками, речными бродами или с некоторыми засыпанными булыжниками ямами.
Разросшийся вокруг бор придавал пути большую проходимость. Ведь сосны любят песчаную почву, отчасти перемешанную с небольшим количеством неплотной глины. Такой наст – самый удобный для дороги. Дожди его не размывают, так как происходит естественный дренаж. Вода после непогоды быстро уходит в почву, на пути не создаются провалы или грязевые непроходимые болота. Лишь привычная колея оставалась столетиями частью постоянного пейзажа, открывающегося перед путешествующими на запад от Москвы. Но и две колеи были совсем неглубокими.
Рублевка словно изначально была создана природой не только для жития, но и для быстрого передвижения. Как видим, не только пути людские неисповедимы, но не менее удивительно и важно удобство этих путей, а также их состояние.

 

(полностью тексты глав см. в книге)

 

Содержание книги ›››

 

 На страницу "Рублёвка"

 

Данная публикация отрывка из книги "Другая Рублевка" является авторской работой Константина Ковалева-Случевского (Константина Ковалева), вышедшей в печатном виде. При использовании материала или перепечатке любых отрывков (цитат) из текста в интернете - ссылка (действующая!) на данный сайт и упоминание имени и фамилии автора - Константин Ковалев-Случевский - ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! С иными правами или возможностями публикаций можно ознакомиться внизу страницы в разделе "Copyright".

 

 

Locations of visitors to this page

 

Copyright © All rights reserved. Terms & Conditions / Contacts. Все права защищены. Условия и правила использования / Контакты.