Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

‹ На страницу "Рублёвка"

К. Ковалев-Случевский. Другая Рублевка. Главы из книги

Rambler's Top100 ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
Рублевка - название
Рублевка - Мневники
Рублевка - Хорошево
Рублевка - Конюшки
Рублевка - Татарово
Рублевка Троице-Лыково
Рублевка - зимой
Рублевка - Крылатское
Рублевка - конезавод
Рублевка - Колокола
Рублевка - герб Москвы
Рублевка - медведи
Рублевка - Св. Савва
Рублевка - Пушкин
Рублевка - Левитан
Рублевка - Волошин
Рублевка - Малевич
Рублевка - Бердяев
Рублевка - Горький
Рублевка - Сталин
Рублевка - А.Толстой
Рублевка - Тарковский
Рублевка - В. Ян
Рублевка - Л. Орлова
Рублевка: Президент РФ
Рублевка - маршруты
Рублевка - будущее

 

Содержание книги ›››

 

 

 

 

Rambler's Top100


 

 

Константин Ковалев-Случевский

ДРУГАЯ РУБЛЕВКА
Тайны Царского пути
Виртуальное путешествие во времени и пространстве

 
ТЕКСТ КНИГИ
: из главы 7, продолжение
 

Глава седьмая. ЛЮДИ И ВЛАДЕНИЯ
 

Пейзажи Исаака Левитана

В здешнем уезде автор знаменитых пейзажей много работал — писал свои замечательные картины. Хотя Левитан не был первооткрывателем этих мест. Не раз бывали здесь и многие другие его коллеги. Среди них — Л.Л. Каменев, К.С. Коровин, А.К. Саврасов, Н.П. Крымов.
С 1885 года пути Левитана и Чехова пересекались довольно часто. Они проводили лето (года три подряд) в усадьбе Киселёвых – Бабкино, – что была рядом с Новым Иерусалимом (в том же Звенигородском уезде). Левитан только что испытал большое внутреннее потрясение. Переживший тяжёлый душевный кризис, следствием чего была попытка самоубийства (к счастью, неудачная), Левитан нашёл в семье Чеховых тёплое, родственное отношение и искреннюю дружескую помощь.
Чехов так передавал впечатление от творчества художника: «Стыдно сидеть в душной Москве... Птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать... Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан».
Многие самые свои сокровенные пейзажи художник создал в окрестностях нынешней Рублёвки и Звенигорода, где он бывал неоднократно, куда ездил «на пленэр». Среди них запоминающиеся и красочные этюды: «Звенигород», «Мостик», «Прудик», «На Москве-реке» и «Сумерки. Замок» (облик усадьбы в селе Успенское в конце XIX века). Теперь они украшают главные галереи и собрания нашей страны, вдохновляя новых творцов видами здешних ландшафтов.
Одна из его учениц, художница С.П. Кувшинникова, оставила вдохновенные строки, связанные с его эмоциональным восприятием красоты живого мира: «Во время жизни в слободке под Саввиным монастырём Левитан сильно страдал от невозможности выразить на полотне всё, что бродило неясно в его душе… Я убедила Левитана уйти из дому, и мы пошли по берегу пруда, вдоль монастырской горы. Вечерело… Зачарованный, стоял он и смотрел… Невольно заговорил Левитан об этой красоте, о том, что ей можно молиться, как Богу, и просить у неё вдохновения, веры в себя, и долго волновала нас эта тема. В Левитане словно произошел какой-то перелом, и когда мы вернулись к себе, он был уже другим человеком. Ещё раз обернулся он к бледнеющему в сумерках монастырю и задумчиво сказал: “Да, я верю, что это даст мне когда-нибудь большую картину”».

И. Левитан. Сумерки. Замок в Успенском

Лучшее время было для него тогда, когда он проживал в имении своего покровителя Сергея Морозова, в селе Успенском. Морозов был отличным помощником: не только брал у него уроки живописи, но и отправлялся с ним на природу – писать этюды. В Москве он отдал Левитану флигель своего роскошного дома для обустройства художественной мастерской.
О жизни Левитана в Успенском красноречиво говорят его письма Чехову.
«Москва. 13 июня 1897.
Премудрый Антоний!
Сегодня в 3 часа еду к Морозову, не могу сидеть дольше в городе! Если приедешь в Москву, то прямо ко мне, ибо Афанасий остаётся здесь, и всё, что нужно будет, к твоим услугам. Если захочешь ещё милее быть, то приезжай в деревню ко мне, для чего надо сказать Афанасию, чтоб он по телефону дал знать в имение – и лошади будут высланы на Юдинскую платформу по Смоленской ж. д. (около 1 1/2 часов езды от Москвы до имения; называется оно Успенское)... Очень не любящий тебя Левитан. Черт возьми, хочу видеть твою скверную физиономию».
«13 июля 1897 г., Успенское.
Дорогой мой Антон Павлович!
Ужасно хочется съездить к тебе, повидать тебя, твоих, но при мысли о поездке по такой жаре, да ещё в вагоне [речь о здешней железнодорожной ветке], просто руки опускаются. Я всегда трудно выносил жару, а с тех пор, как получил болезнь сердца, жара меня просто убивает... Морозов раньше вернулся в деревню, думая ещё застать тебя у себя, и очень сожалел, что твой и след простыл [Чехов уехал в связи с освящением построенной им школы рядом с его усадьбой в Мелихове]. Он считает тебя, да, впрочем, и многие, первым в настоящее время… Будь здоров и не забывай очень преданного тебе Левитана. Стал я понемногу работать. Большею частью дня читаю для практики французские романы. Какие пошляки большинство из французских писателей! Интересны только некоторые стихотворения Виктора Гюго. Страшно красиво, хоть тоже не без ходульности».
«Успенское. 12 августа 1897.
Дорогой Антон Павлович!
Все собираюсь к тебе ехать, да здоровье неважно и жара меня гнетёт. Я никогда так не мучился от жары, как теперь, получив болезнь сердца… Если возможно, купи мне полное собрание сочинений Достоевского, Тургенева, Гоголя, в переводе – Шекспира, Гёте. Счёт можешь мне прислать или, как хочешь, я немедленно уплачу… Твой Левитан. Морозов шлёт привет».
 
 

(полностью тексты глав см. в книге)

 

Содержание книги ›››

 

 На страницу "Рублёвка"

 

Данная публикация отрывка из книги "Другая Рублевка" является авторской работой Константина Ковалева-Случевского (Константина Ковалева), вышедшей в печатном виде. При использовании материала или перепечатке любых отрывков (цитат) из текста в интернете - ссылка (действующая!) на данный сайт и упоминание имени и фамилии автора - Константин Ковалев-Случевский - ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! С иными правами или возможностями публикаций можно ознакомиться внизу страницы в разделе "Copyright".

 

 

Locations of visitors to this page

 

Copyright © All rights reserved. Terms & Conditions / Contacts. Все права защищены. Условия и правила использования / Контакты.