Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

Назад 

English

version

Всё о композиторе Д.С. Бортнянском

All about Dmitry Bortniansky (Dmitro Bortnjanskij, Dmitri Bortnjansky)

 

Rambler's Top100 ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
А.С. Пушкин
Н.В. Гоголь
Н.О. Лосский
Н.А. Бердяев
И.С. Шмелев
Г.Р. Державин
А.В. Суворов
А.Т. Болотов
Борис Пастернак
о. Александр Мень
академик Д.С. Лихачев
В.Н. Тростников
Петр Паламарчук
Всё о Бортнянском
All about Bortniansky
Максим Березовский
Гимн России и Глинка
А. Мезенец - XVII в.
Опера XVIII в.
Н.А. Львов
Скрипка Хандошкина
А.Н. Радищев
Н.М. Карамзин
А.С. Грибоедов
М.А. Балакирев
И.А. Батов
А.П. Бородин
А.П. Чехов

 

 

Rambler's Top100

О книге Константина Ковалева (Ковалева-Случевского)

"Бортнянский" в серии ЖЗЛ

(Текст книги - ЗДЕСЬ ›››)

 

 

     Автор много лет работал в отечественных, зарубежных архивах и библиотеках над сбором материалов для создания книг о выдающемся российском композиторе Д.С Бортнянском, о развитии и становлении музыкальной культуры России XVIII столетия. Они выходили в разное время. Книга о Бортнянском и его эпохе вышла в серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей), дважды переиздавалась массовыми тиражами, переводилась на иностранные языки. Однако прежде чем быть изданной, готовая к печати рукопись несколько лет не утверждалась в серии ЖЗЛ, ибо творчество композитора считалось опасным для советского читателя, как слишком "духовное" или "церковное". Даже знаменитые "Херувимские" композитора хоры (детские) исполняли на специально сочиненные для этого "светские" слова ( вместо "иже херувимы" - "светит на небе солнышко ясное..." и т.п.).

     На этой странице собраны некоторые материалы и разнообразные сведения, связанные с Д.С. Бортнянским и с тем, что происходило и происходит вокруг его имени, а также некоторые истории, рассказывающие о подготовке и выходе в свет книги К. Ковалева о жизни и творчестве композитора и её последующей судьбе.

 

Содержание данной страницы

  Краткая биографическая справка о Д.С. Бортнянском см. ниже

  Полный авторский текст книги в серии ЖЗЛ: Константин Ковалев. "Бортнянский",

     2-е изд. см. ниже

  Немного об авторе книги "Бортнянский - Константине Ковалеве ЗДЕСЬ ›››

  Всяческие истории, проблемы и несуразности, связанные с выпуском в свет книги КК о

     композиторе в серии ЖЗЛ, включая дальнейший её массовый плагиат в изданиях и в интернете,

     и продолжающиеся ошибки некоторых биографов-публикаторов.

     1. Как создавалась книга и почему нельзя было писать о Бортнянском в СССР в массовых изданиях,

        особенно для "советской молодежи" ›››

     2. О. Александр Мень и книга о композиторе Бортнянском ›››

     3. Интервью Константина Ковалева парижской газете "Русская мысль" о книге "Бортнянский"›››

     4. Главные ошибки и неточности в биографии Бортнянского, которые годами повторялись

         различными авторами, а затем благодаря ЖЗЛ-овской книге КК о композиторе были

         исправлены, но все равно продолжают появляться в массовом интернете, энциклопедиях

         и даже в публикациях специалистов ›››

     5. История перевода книги о Бортнянском в ЖЗЛ на японский язык и её издания в Токио ›››

     6. Проблемы "украинизации" творчества и имени композитора ›››

     7. Всё о Гимне "Коль славен" Д.С. Бортнянского ›››

     8. О массовом плагиате текста книги К.Ковалева "Бортнянский", изданной в серии ЖЗЛ ›››

  Некоторые статьи и публикации КК о композиторе ЗДЕСЬ ›››

  Некоторые статьи и публикации КК о композиторе на английском языке  ЗДЕСЬ ›››

  Страница "Музыкальный салон" с другими публикациями КК о музыке ЗДЕСЬ ›››

 

Краткая биографическая справка о Д.С. Бортнянском

(из энциклопедий, с неточностями, сохраненными для комментариев - см. ниже)

 
Бортнянский, Дмитрий Степанович, русский композитор церковной музыки, 1751-1825; учился в Италии у Галуппи (до 1779) с 1796 директор певческой капеллы. Соч. Б. находятся под влиянием итальянской школы. Б. заботился об очищении церковного пения от искажения, а также работал над обработкой древних мелодий православной церкви. Соч. Б.: 35 духовн. концертов, трио с хором, трехголосная литургия, 7 херувимских, 21 мелк. духовных сочинений и др.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
 

Бортнянский Дмитрий Степанович [1751, Глухов, - 28.9(10.10).1825, Петербург], русский композитор. По национальности украинец. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле (Петербург). Композицию изучал под руководством Б. Галуппи. В 1769-79 жил за границей. В Италии были поставлены его оперы: "Креонт" (в оригинале "Антигона", 1771, Венеция), "Алкид" (1778, Венеция), "Квинт Фабий" (1779, Модена). С 1779 капельмейстер, с 1796 директор Придворной певческой капеллы. С деятельностью Б. связан расцвет капеллы. Б. принадлежат три оперы на французские тексты: "Праздник сеньора" (1786, Павловск), "Сокол" (1786, Гатчина) и наиболее значительная из них - "Сын соперник, или Современная Стратоника" (1787, Павловск).
Выдающийся мастер хорового письма, Б. вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духовных композиций. Наряду с М. С. Березовским Б. создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры и др. Камерно-инструментальные произведения Б., среди которых выделяются квинтет (1787), концертная симфония (1796), - первые образцы крупной циклической формы в русской музыке.

 БСЭ

(комментарии к статьям см. в разделе 3.п.4)

 

 

Полный авторский текст книги в серии ЖЗЛ:

Воспроизведено по изданию:

Константин Ковалев. Бортнянский. 2-е изд. - М.: Молодая гвардия; Русское слово. 1998. - 271 с., ил. - [Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 748 (701)].

ISBN 5-235-02308-0

 

Текст книги можно посмотреть:    ЗДЕСЬ ›››

 

См. также: Константин Ковалев. Бортнянский. 1-е изд.: М.: Молодая гвардия. 1989. - 304 с., ил. - [Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 748 (701)]. ISBN 5-235-00681-X
 

 

 

•    •    •

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д.С. БОРТНЯНСКОГО

 

1751 — Родился в городе Глухове.

1758 — Семилетним певчим отправлен в Санкт-Петербург в Придворную певческую капеллу.

1764 — Исполняет главную мужскую партию Адмета в опере Г. Раупаха «Альцеста».

1766—1768 — Работает при дворе под началом Бальдассаре Галуппи.

1768 — Отправлен пенсионером в Италию, в Венецию для обучения музыке у Б. Галуппи, одновременно участвует в средиземноморской кампании русского флота под началом графа А. Г. Орлова в качестве переводчика и дипломата.

1776 — В Венеции в театре «Сан-Бенедетто» поставлена опера «Креонт».

1778 — Там же прошла премьера оперы «Алкид».

1778 — На сцене герцогского театра в Модене поставлена опера «Квинт Фабий», в годы обучения в Италии пишет также ряд хоровых произведений на латинские и немецкие тексты.

1779 — Возвращение в Россию.

1780—1784 — Работа при российском дворе в качестве капельмейстера, руководство хорами в Сухопутном шляхетском корпусе, Смольном институте. Начало работы над созданием цикла духовных хоровых концертов.

1785 — Назначение капельмейстером при «малом» дворе Павла Петровича.

1786—1795 — Обучение музыке Марии Федоровны, детей Павла, создание цикла сонат для клавесина, Концерта для чембало с оркестром, Квинтета, Концертной симфонии — первого в России симфонического произведения.

1786 — Премьера оперы «Празднество сеньора» в Павловском театре, одновременно премьера оперы «Сокол» в театре в Гатчине.

1787 — Постановка в Павловске оперы «Сын-соперник».

1796 — Назначение на должность управляющего Придворной певческой капеллой — главным хором Российского государства.

1801 — Начало деятельности Бортнянского в Петербургском филармоническом обществе, знаменитые концерты хора капеллы, где впервые в России исполняются лучшие сочинения европейских и русских композиторов, Бортнянский становится директором Придворной певческой капеллы.

1804 — Избран почетным членом Академии художеств в Санкт-Петербурге.

1791—1814 —  Пишет ряд кантат и ораторий на слова Г. Р. Державина: «Любителю художеств», «Страны российски, ободряйтесь», «Сретение Орфеем солнца», «На возвращение», «На приезд из чужих краев» и другие, а также на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого, П. А. Вяземского, А. Востокова и других, создает гимн «Коль славен наш Господь» на слова М. М. Хераскова и другие духовные гимны, заканчивает работу по созданию Духовных хоровых концертов и переложению церковных песнопений на современную нотацию.

1812 — Пишет песню для солиста, хора и оркестра «Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского, а также «Песнь ратников» и «Марш всеобщего ополчения в России».

1816 — Назначается цензором всех издаваемых в России нот церковного пения, пишет общегосударственную Литургию, части служб.

1817—1824 — Концертная деятельность в капелле, издательская работа в области хорового искусства, подготовка к выпуску в свет собственных Духовных хоровых концертов, участие в работе по «Проекту об отпечатании российского крюкового пения», педагогическая деятельность в капелле.

1825, 27 сентября (10 октября по н.с.) — кончина в Санкт-Петербурге, позднее — погребение на Смоленском кладбище.

1953 — перенесение праха Бортнянского со Смоленского кладбища в Пантеон деятелей российской культуры в Александро-Невской лавре.

 

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДМИТРИЯ БОРТНЯНСКОГО

 

Песнопения для церкви

Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора.

Духовные концерты для двух четырехголосных хоров (12 концертов).

Одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов).

Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров).

Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений).

Литургии: «Обедня на три голоса», «Простое пение по всей России распространенное», на два голоса.

Сочинения на латинские и немецкие тексты, мотеты, хоры, отдельные песнопения, написанные в годы обучения в Италии.

 

Оперные сочинения

«Креонт», поставлена в Венеции в 1776 г.

«Алкид», там же в 1778 г.

«Квинт Фабий», поставлена в герцогском театре в Модене в 1778 г.

«Празднество сеньора», поставлена в Павловске в 1786 г.

«Сокол», поставлена в Гатчине в 1786 г.

«Сын-соперник», поставлена в Павловске в 1787 г.

 

Для клавесина и оркестра

Цикл сонат для клавесина.

Отдельные сочинения для клавикордов и чембало: Ларгетто, Каприччио, Рондо и др.

Концерт до мажор для клавесина.

Концерт для чембало с оркестром ре мажор.

Квартет до мажор.

Квинтет ля минор.

Квинтет до мажор.

«Гатчинский» марш.

Концертная симфония.

 

Вокальные сочинения

Романсы и песни «Dans le verger de Cythere» («В саду Цитеры»).

Гимны: «Коль славен наш Господь» на слова М. М. Хераскова, «Предвечный и необходимый» на слова Ю.А. Нелединского-Мелецкого, «Гимн Спасителю» на слова Д. И. Хвостова, «Озари, святая радость» на слова А. Востокова.

Песни: «Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского, «Песнь ратников», «Марш всеобщего ополчения в России».

Кантаты и оратории: «Любителю художеств», «Страны российски, ободряйтесь», «Сретение Орфеем солнца», «На возвращение», «На приезд из чужих краев» на слова Г. Р. Державина, «Гряди, гряди, благословенный» на слова Ю.А. Нелединского-Мелецкого и П. А. Вяземского, «Песнословие», «Возведи окрест взор, Россия» и др.

 

 

 

 Титульный лист отпечатанного либретто оперы Д.С. Бортнянского "Креонт",

поставленной в Венеции, в театре "Сан Бенедетто" (Святой Бенедикт) в 1776 году.

 

-----------------------------------------------------------------

 

Copyright © All rights reserved. Terms & Conditions / Contacts | Все права защищены. Условия и правила использования / Контакты