Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

‹‹ ВСЕ СЛЕДЫ на ТЕЛЕ

СЛЕДЫ на ТЕЛЕ - 35

 

 
Rambler's Top100

ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
Итоги сезона
Фамилии и иллюзии
О русских по-русски
Тэффи-ТЭФИ не тезки
Теле-потепление
Кто не ругает ТВ?
Метастазы КВНа
Гламурный блеф
Пациенты психушек
Гастрономия в эфире
Общественное ТВ?
Новогодние радости
Блог об изменах зимы
Блог о плохом экране
Блог о развале ТЭФИ
Блог о башне Шухова
Блог о теле-трауре
Блог: кого как звать
Блог о ночном эфире
Блог о каникулах ТВ
Блог о новом сезоне
Блог о бабьем лете
Блог: выборы в эфире
Блог: траур и казусы
Блог о эфирных гадах
Блог о цензорах ТВ
Блог о крахе Первого
О "Русских без России"
"Школа" Гай Германики
Олимпийская истерия
Религия телевидения
Религия в эфире!!!

 

Rambler's Top100

Константин Ковалев (Ковалев-Случевский)

Регулярные блог-обзоры российского ТВ

(со страниц "Литературной газеты", с дополнениями и тем, что не вошло)

 

 Блог можно обсудить в Живом Журнале на странице КК:

0kk0.livejournal.com

 

 

 

И это уже – не смешно!


Метаморфозы плоского экранного юмора
 
Лучше уж лампочка Ильича, чем Прожекторперисхилтон!

 

 


За упокой сатиры

Есть простая истина: юмор нельзя навязывать, бывает просто – смешно или не смешно. С помощью же бездарной программы «Прожекторперисхилотон» на Первом телеканале зрителей пытаются заставить поверить в обратное. Но тёртого россиянина на мякине не проведешь, даже на Первом, даже в прайм-тайм. Лишь одна сносная шутка из десяти в программе – это не неудача, а катастрофа. Плоская и непрофессиональная «актерская» игра ведущих, отсутствие интеллектуального юмора, позорная бытовуха и кухонная дешевизна – отличительные черты данного продукта «телеинженерии». В этом смысле эксперименты других каналов, в том числе, даже НТВ – хоть и с программой ("не очень") Артура Пирожкова и К° «Ты смешной!» – но с точки зрения юмора по сути - значительнее, нежели жалкие потуги Первого.
В телевизионных кругах уже хорошо известно странное отношение к талантливым ведущим со стороны К. Эрнста. Ему свойственно патологическое нежелание вводить новых ведущих или создавать поле для появления новых лиц на экране, налицо стремление законсервироваться, укрыться в эфирной «гоголевской шинели». К 200-летию писателя мы наблюдаем новые метаморфозы подпольного бытия и бегства от реалий отдельно взятого телеканального босса. Напоминает это корпоративную и яростную личную ревность, боязнь появления в близкой ему телевизионной среде более достойных и талантливых людей. Похоже, что Константин Эрнст играет нынче абсолютно деструктивную и крайне консервативную (с точки зрения профессионализма) роль на важнейшем телеканале страны. При нем сегодня просто невозможно было бы появление, например, нового КВН – как идеи и как собирания одаренной молодежи. А в старом КВН-е, наезженном и приватизированном семьей Масляковых – К. Эрнст отлично себя чувствует, будучи свадебным генералом в роли «председателя жюри» (именно и только в роли, а не в реальности). Ну мало ему должности гендиректора канала, дайте еще, чтобы народ видел всю его власть воочию. Мнимая компетентность и якобы юмористичность речей данного бессменного председателя, как «хозяина всея эфирности» завершающего собой другие, «менее значимые» выступления членов жюри КВН, выдает его с головой. Шутки из уст владельца последнего слова – вчерашние и натянутые, сказать просто нечего, менторский тон и псевдоирония – давно уже никого не вдохновляют. Зал КВН иногда вяло ему аплодирует, предполагая, что по-другому просто нельзя, ведь глаголет бессменный «глава самого первого» чуть ли не всю их юную жизнь (как быстро летит время!) Освистать было бы странно, да и почему-то принято считать, что речи и «шутки» К. Эрнста априори «ценны». Сегодня два царя, требующие безусловного поклонения – Масляков-старший и Эрнст – властвуют эфирным временем КВН, видимо, не шутя предполагая, что им дано понимать что-то в молодежном юморе. Однако меткие высказывания участников на сцене, связанные со сленгом, интернет-жизнью, чатами, кино и клубами современной молодежи – им уже совершенно недоступны. Это другой мир и другое поколение. Но «старичкам» важно быть в жюри. «Не знаем – где надо смеяться, однако все равно – засудим!» Вот их, скрытый под столами жюри лозунг. Типичный «синдром Гусмана», только теперь распространившийся на всех арбитров, вплоть до их «покровителя».

Гормональные шутки

По той же причине мы и пожинаем плоды КВН в виде «Камеди клаба» и ему подобных телепрограмм. Желание молодых убежать от судейских «папочек» (кстати, уже давно «дедушек») из КВН-овских ристалищ выразился в освоении «на свободе» нецензурщины, откровенной «голубизны», кухонной сексуальной болтовни, подросткового словесного максимализма, граничащего с минимализмом в языковом выражении. Понятно, что мат – это бывает неожиданно смешно. Обсуждение темы секса – порой развлекательно. Смелость и дерзость высказываний – частенько тонизирует. Но пошлая игра с реальными культурными ценностями приводит к созданию шаблонных псевдоистин, которые сверстники-зрители из подрастающего поколения принимают за пример «классной новой жизни». «О дивный новый мир!» – восклицал когда-то Олдос Хаксли. Но вряд ли он имел в виду потный от духоты зальчик сконструированного из декораций «Камеди клаба», где за столиками с радостными лицами рассаживаются те, кто прибежал сюда в поисках собственного тщеславия, а вовсе не за настоящим юмором. Нам навязывают псевдообраз – будто бы такие «клубные» игры являются модными, передовыми, свежими. Беда, что молодые люди не знают: все это уже давно старо как мир. Сконструированная «юмористическая богема», пытающаяся изо всех сил смыть с себя налет провинциальности, озабоченности обустройством личной жизни и поисками секса, одновременно создает для себя удобное поле для полноценного и не шутейного заработка. Один из бывших КВН-овцев недавно сказал, что это нормально, когда ребята из «Камеди» хотят и зарабатывают сумасшедшие деньги. Чем не пример для молодежи, которая равняется на них и на им подобных. Ведь это успех, пусть и среди простаков (сиречь – лохов)! Известность! Деньги! Разве плохо?!
Глупо было бы рассуждать о том, что пошлость, хамство или ограниченность – это не хорошо. Гораздо важнее это понять тому, кто смотрит данную программу или пытается «достать» билетик на съемки «в клубе». «Голубые огоньки» с гостями за столиками в зале превратились в «голубые подмигивалки» со сцены. Унисекс правит мозгами гормонально возбужденных «экспромтщиков». Чем откровеннее шутишь на тему «ниже пояса», тем ты «умнее и круче». Превалирует психология подворотни. Вот так отсутствие простой культуры и начитанности порождает иллюзию «нестандартного понимания жизни».
Ну, понятно, что даже Дмитрий Дибров нынче вошел в число тех, кто прорывается в зал «Камеди». Вполне естественно желание человека попасть на телеэкран всеми доступными способами, пусть и в роли статиста. Да и с молодой женой Диброву приходится «косить» под молодого. Что поделаешь, неравные браки требуют перемен в круге общения. Такая жизнь вынуждает натужно улыбаться за столиками частного «Камеди клаба», принадлежащего нескольким владельцам, в основном – выходцам из бывшей команды КВН «Новые армяне». Это они нашли «золотую жилу» и разрабатывают ее «по полной». В основе – давно разработанные жанры американского образца. У «них» за океаном это уже надоело, у «нас» – как всегда внове. Итоги налицо. Народ подхихикивает, именующие себя юмористами имеют выход в эфир, а владельцы – подсчитывают солидный куш.
Вот и весь «трезвый» юмор.
Кто-то воскликнет, а что – раньше не подсчитывали гонорары?! Райкин со Жванецким не за деньги разве работали? Петросян даром физиономии корчил? Задорнов, что в образе постящегося дервиша на сцену выходил? Ответ: да, конечно же, на юморе всегда зарабатывали и зарабатывают. Вопрос – на каком? И кому надо продвигать пошлятину? Думается, любителям рейтинга. А рейтинг и доходы нынче – синонимы. Не шуточные.
Выход же из многоканальной и совсем не смешной экранной оперетты прост: нужно и можно все данные программы запустить на специальный – Телеканал Юмора. Кому надо, тот кнопочку нажмет. Кому не надо – даже и не вспомнит. Деньги должны зарабатываться и храниться в специально отведенных для этого местах. Как и «позолоченные слитки псевдоюмора», для которых неплохо бы обществу заводить особые резервации, типа зоопарков: кто-то зайдет на спецканал, поглядит как твари земные радостно отрыгивают и спариваются, поржёт, удовлетворит ностальгию по гормональной юности – и достаточно.
И достаточно!

Константин КОВАЛЁВ
  

Напечатано: Литературная газета, № 6 (6210) 11 февраля 2009 г.

Раздел "ТелевЕдение", рубрика - "Следы на теле".

 

Обсудить в Живом Журнале: 0kk0.livejournal.com

 

 

ГЛАВНАЯ | HOME PAGE | Итоги сезона | Фамилии и иллюзии | О русских по-русски | Тэффи-ТЭФИ не тезки | Теле-потепление | Кто не ругает ТВ? | Метастазы КВНа | Гламурный блеф | Пациенты психушек | Гастрономия в эфире | Общественное ТВ? | Новогодние радости | Блог об изменах зимы | Блог о плохом экране | Блог о развале ТЭФИ | Блог о башне Шухова | Блог о теле-трауре | Блог: кого как звать | Блог о ночном эфире | Блог о каникулах ТВ | Блог о новом сезоне | Блог о бабьем лете | Блог: выборы в эфире | Блог: траур и казусы | Блог о эфирных гадах | Блог о цензорах ТВ | Блог о крахе Первого | О "Русских без России" | "Школа" Гай Германики | Олимпийская истерия | Религия телевидения | Религия в эфире!!!

Copyright © All rights reserved. Terms & Conditions / Contacts. Все права защищены. Условия и правила использования / Контакты.