Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

На страницу "Рублёвка"

На программу о паломничестве

Тема Рублевки на ТВ

 

Rambler's Top100 ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
Интерфакс о книге
Переименование Рублевки
Другая Рублёвка - АиФ
ЛитРоссия - Рублёвка
Рублевка на 3 канале

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100  

 

 

РУБЛЁВКА

 

Стенограмма телепрограммы "РУССКИЙ ВЗГЛЯД"

с участием Константина Ковалева (Ковалева-Случевского)

(30 марта 2008 г., 3 канал. Источник - сайт телеканала: http://www.3channel.ru/rv_rubl)

 

 

В программе принимали участие:
Анна Субботина, светский обозреватель
Константин Ковалев (Ковалев-Случевский), писатель, историк, культуролог
Катя Гордон, писатель, режиссер
архимандрит Савва, наместник Саввино-Сторожевского монастыря
Александр Липницкий, музыкант


Над программой работали:
Ведущая - Елена Писарева
Шеф-редактор - Ольга Любимова
Режиссер-постановщик - Александр Замыслов
Редакторы - Анна Куклина и Ксения Лученко
 


ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Царская дорога, стратегическое шоссе, золотая трасса. Это дорога, по которой Президент России едет на работу и возвращается домой. По этой же дороге и первые цари династии Романовых, а позже Пётр Первый и Екатерина Вторая совершали пешие паломничества в Саввино-Сторожевский монастырь. "Русский взгляд на Рублевку» - тема нашей программы. Вы смотрите "Русский взгляд", я - Лена Писарева. Здравствуйте!
А сейчас гости в студии нашей программы.
В студии программы "Русский взгляд" светский обозреватель Анна Субботина. Анна, здравствуйте!

АННА СУББОТИНА: Здравствуйте!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Что для вас Рублевка?

АННА СУББОТИНА: Вы знаете, если честно, очень мучилась, пытаясь для себя сформулировать, что это для меня. Я сейчас попробую, конечно, ответить. Наверное, для меня это такое уникальное соединение цивилизации и тихой деревенской жизни. Наверное, я просто не знаю такого другого места, где настолько удобно всё устроено для человека. Все достижения цивилизации уже есть, но при этом еще есть и тишина, и хороший воздух. И что это для меня еще? Для меня это еще друзья. Для меня это, наверное, еще и место, где рождаются слухи о людях, которые вершат судьбами человеческими. Там же они умирают. Для меня это какой-то уровень жизни, безусловно. И там есть еще, конечно, какие-то отрицательные моменты, но я не хочу о них говорить.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Я думаю, в течение программы, может быть, еще и всплывут эти отрицательные моменты. Спасибо. Наш следующий гость.

В студии программы "Русский взгляд" писатель, историк и культуролог Константин Ковалев.
Константин, здравствуйте!

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ (КОВАЛЕВ-СЛУЧЕВСКИЙ): Здравствуйте!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А ваша Рублевка, какая она?

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: О, моя Рублевка многоэтажная, не в смысле строительства, а в смысле представления о ней. Во-первых, это культурно-исторический феномен. Это «государева дорога» не со времен Ивана Грозного, а, фактически, со времен Дмитрия Донского. Потому что когда был Звенигородский удел, дорога уже тогда была. А потом, когда был построен Саввино-Сторожевский монастырь, это уже была «государева дорога» к мощам преподобного старца. Само название этой дороги не связано со словом «рубль». А некоторые думают, наверное, это связано с Андреем Рублевым. И это не так. А скорей всего, конечно, это связано с тем, что там строили рубленые дома, был поселок Рублево, собственно, от имени которого и получила название эта дорога. Кроме того, для меня Рублевка, это такой социальный миф, который, в основном, создали журналисты и риэлторы. Во многих государствах или крупных городах всегда есть места, где недвижимость стоит дороже. И очень многим, особенно риэлторам, выгодно развивать этот миф для того, чтобы недвижимость всё дорожала и дорожала. Исторически запад Москвы был очень интересен для дачного строительства. Но сейчас мы видим, что Рублевка становится символом гламура, пафоса и эпатажа. Такая дольче вита... Это как Куршавель... Куршавель тоже является мифом. Огромное количество хороших курортов есть во Франции, в том числе и в Альпах. Так вот, Рублевка - это тоже в некотором роде миф. И вот об этом хотелось бы поговорить.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Поговорим обязательно. Наш следующий гость. В студии программы "Русский взгляд" писатель, режиссер Катя Гордон. Катя, здравствуйте!

КАТЯ ГОРДОН: Здравствуйте!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А вы что вкладываете в понятие «Рублевка», что это для вас?

КАТЯ ГОРДОН: Для меня это современное понятие, характеризующее людей не только по территориальному единству. Потому что девушка может называться «рублевской женой», даже проживая на каком-то другом шоссе. И с этим понятием связаны определенные характеристики. В первую очередь, это люди очень зависимые от статусных вещей. Им нужен сосед не просто так, а какой-нибудь важный чиновник или богатый дяденька. Они должны четко соответствовать какой-то нормативной системе в рамках этого единства. И, безусловно, с этим понятием для меня связан дурной вкус во всех проявлениях, независимо от попытки определенной группы соответствовать той или иной новой тенденции моды. Это всегда выливается в какую-то крайность. И, к сожалению, много людей, выстраивавших заборы вокруг своих домов и устраивавших какие-то эпатажные выходки, поработали над тем, чтобы со словом «Рублевка» сегодня были связаны негативные эмоции. И последнее. Не секрет, что у нас на нет высшего общества, нет людей, богатых в пятом поколении. Все эти случайные деньги и залоговые аукционы привели к тому, что люди стали состоятельны, но еще не освоили какое-то культурное поведение в полной мере. Они играют во что-то, чего у нас в стране пока нет. Поэтому негативное отношение простых людей к некой самоназвавшейся элите абсолютно обоснованно. Люди, которые интересуют меня, никогда не характеризуются с точки зрения территориальной принадлежности.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Мы еще поговорим на эту тему.
Наш следующий гость. В студии программы "Русский взгляд" наместник Саввино- Сторожевского монастыря, архимандрит Савва. Отец Савва, здравствуйте!

ОТЕЦ САВВА: Здравствуйте?

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А что для вас Рублево-Успенское шоссе?

ОТЕЦ САВВА: Для меня Рублево-Успенское шоссе, прежде всего, это дорога, которая ведет домой, в Саввино-Сторожевский монастырь. Это место, где живет Президент Российской Федерации, и это место, где живут люди, которые обладают большими возможностями. Вот, наверное, так бы я определил.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо, спасибо. А сейчас в студии программы «Русский взгляд» наш следующий гость, музыкант Александр Липницкий. Здравствуйте, Александр!

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Здравствуйте!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Расскажите нам про вашу Рублевку, какая она?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Для меня это тоже дорога к дому, в первую очередь. Но я бы не согласился с Катей Гордон.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мне кажется, у нас сегодня много будет полемики.

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Для меня Николина гора, в первую очередь, это в хорошем смысле элита нашего общества, где люди в 3-ем, 4-ом поколении занимаются творчеством, разными видами творчества, наукой, культурой, искусством. И с детства нас окружали особые люди. Если дедушка меня брал в гости, то наш сосед Туполев показывал нам свои модели самолетов, а Михаил Ботвинник учил играть в шахматы, а, скажем, вдова композитора Шабалина устраивала весь культурный досуг на Николиной горе. И это была общественная работа, и, главное, что она продолжается, ничего не изменилось.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Но вы же, наверное, не будете отрицать Александр, что все-таки Рублевка изменилась? Наверняка, есть что-то, что и вас раздражает в новой Рублевке.

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Тут абсолютно верно было сказано про созданный миф в интересах определенных групп бизнесменов. Я полностью с этим согласен. В принципе, ничего не изменилось, просто туда стали съезжаться все деньги нашей огромной и богатой страны.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А нет у вас ощущения, что традиции уходят, вас коренных, что называется, жителей становится всё меньше, и вас вытесняет некая такая новая российская элита, которая, может быть, вам не совсем приятна?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Нет, на Николиной горе это не происходит. Кстати, ведь Николину гору кроме нескольких деревенек окружали леса. И вот в этих лесах сейчас построены абсолютные безвкусные дворцы, целые поселки, коттеджи!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Как вы к этому относитесь? Вот уже слово «безвкусные» произнесли...

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Как? Раньше можно спокойно было бегать по лесу и видеть лосей, кабанов, а теперь встречаешь там людей, которые идут на лыжах в сопровождении автоматчиков.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Александр, а вы понимаете, почему огромное количество людей, живущих в России, раздражает Рублевка и раздражают люди, которые живут на Рублевке?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Меня лично раздражает концентрация власти и денег на одной отдельно взятой дороге. На самом деле, я бы поспорил, «государевы дороги» ... Ими были практически все дороги, и наша дорога никогда не выделялась на этом фоне. Потому что монастыри венчали каждую дорогу, всюду были мощи великих русских подвижников, и на этом фоне наша дорога никогда не выделялась.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Константин, вы согласны?

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: О, тут, конечно, разговор на много часов. Но дело в том, что это действительно была государева дорога, потому что при Алексее Михайловиче Саввино-Сторожевский монастырь был одним их главных центров русской православной жизни. Это было собственное государево богомолье. Редчайший случай, на территории монастыря был построен царский дворец, мужская и женская половины отдельно. И даже государь Алексей Михайлович иногда называл себя наместником или настоятелем монастыря. Он сам иногда службой руководил.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Все-таки, что ее отличало, что это, места какие-то необыкновенные?

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: Я скажу так, Звенигород и это направление всегда были местом, где селилось огромное количество мыслящих людей. Понять этот феномен до сих пор многие не могут.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Давайте, определимся, кого мы называем элитой в данной ситуации. Аня, для вас кто это?

АННА СУББОТИНА: Для меня элита - это просто люди, как здесь хорошо сформулировали, обладающие большими возможностями, но это не в первую очередь, просто мне понравилась формулировка. Это великий писатель, это великий композитор, это великие актеры, это любой человек. И эти люди смогли заработать много денег, каким образом это произошло, я обсуждать не буду, я свечку над ними не держала. Так или иначе, если человек проявил какую-то способность, он, на мой взгляд, достоин называться элитой.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Катя, а сформировалась ли вообще элита сейчас?

КАТЯ ГОРДОН: Мне кажется, что у нас как раз гигантские проблемы с элитой. Называть людей, в третьем поколении живущих на Николиной горе, элитой, я бы не стала. Конечно, это лукавство говорить, что там ничего не поменялось. Много богатых и не очень образованных людей с гордостью говорит, что прикупили домишко на Николиной горе. Очень много замечательных ученых не имеют дач не только на Рублевке, но и на Ярославке. И вообще отношение к нашим ученым, писателям, актерам оставляет желать лучшего. У нас в нашей стране еще не сформировалась элита. И те люди, которым повезло родиться причастными к великим, называться элитой не могут. Я с ужасом каждый раз думаю, кого мне пригласить на радиостанцию «Маяк», на которой я работаю. Потому что у нас мало героев времени. И по пять раз приглашать Никиту Сергеевича Михалкова мне неинтересно. Все каналы его эксплуатируют ежедневно.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Может быть, мы просто не можем разглядеть нашу элиту?

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: Послушайте, происходит невероятная вещь! Сейчас я не только в корне не согласен, я могу спорить до хрипоты об этом! Вот сейчас очень многие работники радио и телевидения имеют записные книжки, где у каждого одни и те же имена, одни и те же телефоны. Не видеть мыслящих людей в России, не приглашать новые лица на телевидение или на радио, не разговаривать об элите, которая существует - это все от незнания? Я живу в Переделкино, там ситуация очень похожа на рублевскую. В Переделкино до сих пор живет достаточно много талантливых людей. Что мы сейчас слышим о Переделкино? В основном, только гадости, вот они там, как тараканы в банке, тоже самое и о Рублевке. Но говорить о том, что элиты нет, это колоссальная ошибка.

КАТЯ ГОРДОН: Элита всегда выполняет активную социальную роль в обществе.

АННА СУББОТИНА: Если вы не видите на Первом канале элиту, это не обозначает, что ее нет.

КАТЯ ГОРДОН: Я ни в коем случае не говорю про Первый канал. Если люди не производят продукта, по которому мы вообще можем судить об элите, элиты нету.

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: А вы читаете толстые литературные журналы?

КАТЯ ГОРДОН: Не будем переходить на личность, я даже ставлю спектакли. Дело не в этом, я себя элитой не назову.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Правильно ли я вас поняла? Мне кажется, вы имеете в виду, что те люди, у которых сейчас сосредоточились деньги и власть в руках, не всегда имеют право называться элитой. А те люди, которые могли бы стать элитой, немножко не у дел.

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: Послушайте! Элита не обязана говорить о том, что она элита!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Я понимаю Катю. Она имеет в виду, что яркие люди, которые, может быть, могли бы стать элитой, не очень себя проявляют.

КАТЯ ГОРДОН: У меня, например, совершенно не светская передача, у нас даже рубрика называется «На 30 минут умнее и на 30 минут добрее». Мы ищем людей, которые действительно активно что-то делают в этой жизни. Их катастрофически мало. Редакторы проводят очень много раскопок, это настоящее диггерство. И виноваты не журналисты, редактор у нас лучшие. Дело не в этом, но дело в том, что если ты хочешь выполнять какие-то элитарные функции в обществе, ты должен потрудиться. И одной твоей принадлежности в третьем поколении к великим мало. У нас мало активных людей.

 

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: Увольняйте ваших редакторов. Не задумываясь!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Если уж мы заговорили про элиту, то хотела бы отца Савву спросить. Отец Савва, вы можете дать определение, что такое элита?

ОТЕЦ САВВА: Знаете, я вот слушаю... Мы в основном говорим о внешнем. На самом деле, мы так с критерием элитности и не определились.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Давайте определимся.

ОТЕЦ САВВА: На самом деле, мне кажется, в первую очередь, критерий элитности - это свобода человека. Вот мы сейчас говорим о материальном, а есть же масса людей, которые, обладая материальным, находятся в рабстве у своего богатства, они строят эти заборы, они боятся, что у них все отнимут. Вот есть же такое.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Они хотят создать некую резервацию.

ОТЕЦ САВВА: Конечно. И мне кажется, в первую очередь, здесь в понятии элитности надо вложить то, что человек должен быть свободен, Он должен свободно этим богатством распоряжаться. Всегда на Руси это было. Все меценаты свободно распоряжались своим богатством, и считали, что это Господь им дал.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Савва, я думаю, что в ваш монастырь, особенно в последнее время, потому что этот год был годом 600-летия Саввы Сторожевского, приезжали достаточно разные люди. У вас какое ощущение, есть ли у нас новая российская элита?

ОТЕЦ САВВА: Конечно, есть. Это люди, которые понимают, что те средства, которые они получили, это дар Божий. И эти люди разумно своими средствами распоряжаются. Вы знаете, они счастливые люди. Видно, что Господь дает им радость.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Но у вас же есть прихожане, которые не имеют таких возможностей. Видите ли классовую ненависть тех людей, которые нуждаются, к тем, которые имеют средства?

ОТЕЦ САВВА: На самом деле, вы знаете, если человек пребывает в Боге, то он радостный, он радуется тому, что имеет. Кто-то из мудрых сказал, что счастье - это когда человек довольствуется тем, что Господь ему дает. Вот мало дал тебе Господь, но ты все равно радуйся!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо.

ОТЕЦ САВВА: Есть такое Евангельское повествование, когда вдовица пришла в храм, а до этого приходили богатые люди и клали в храмовую копилку большие суммы денег. А эта вдовица положила две лепты, и Господь сказал, посмотрите, эта вдовица больше всех положила на самом деле!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Потому что она больше всего от себя отдала.

ОТЕЦ САВВА: Эти положили от избытка, а эта положила от недостатка своего!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Такой немножко праздный вопрос к девушкам в нашей студии, к Анне и к Кате. Понятие «рублевская жена».... Было ли желание стать рублевской женой, и, вообще, какие они, рублевские жены?

АННА СУББОТИНА: Я не знаю. Вы поймите, если мы выйдем на улицу, мы найдем кучу разных людей, даже если они будут приблизительно одинаково одеты. А если мы приедем на Рублевское шоссе, мы там найдем кучу разных судеб. Честно говоря, не всегда счастливых...

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Книги, гламурная пресса формировали не такой образ.

АННА СУББОТИНА: И кто-то будет весь в бриллиантах, потому что муж гуляет, а потом каждый раз какое-то колье тащит за это домой, Это у богатых людей есть такая привычка. Если человек духовно беден, а материально богат, то соответственно он будет...

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: Откупаться.

АННА СУББОТИНА: Да, откупаться. А жена, кстати, довольна, часто она приезжает, говорит, смотрите, какое у меня кольцо. Да, это есть. На Рублевском шоссе это есть тоже. У меня есть такие знакомые, я это знаю. Но мне, кстати, тоже нравятся бриллианты. И давайте не будем спорить, что я за это готова терпеть. Это решает для себя каждый человек.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мы сейчас переходим на семейные отношения... Но есть стереотипы, связанные не только с проблемами семейных отношений, есть еще стереотипы, связанные с тем, что модно. Например, модно ставить часовню на участке, или, наоборот, модно поставить огромный бассейн...

АННА СУББОТИНА: Нет, я не согласна с постановкой вопроса. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Про жителей Рублевки часто говорят, что их вкусы вызывают смех... Я по-другому задам вопрос. Вы много видели счастливых рублевских жен?

АННА СУББОТИНА: Знаете, я, к большому сожалению своему, вообще очень мало знаю счастливых людей. Я вам могу сказать банальность, но тем не менее, это так. Деньги не решают вопросы в этом смысле. Ничего нового я не скажу, но, наверное, это стоит повторить. С деньгами жить удобно. Удобнее, например, ездить на машине, чем, скажем, идти пешком, когда холодно, грязно, сыро. Это понятно. Но решить с помощью денег свои духовные и эмоциональные проблемы нельзя. А всем людям хочется спокойствия и счастья, но за деньги это купить нельзя, конечно!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Катя, ваше мнение мне интересно.

КАТЯ ГОРДОН: Я бы хотела быть рублевской женой, при условии, что мне дадут возможность снести к чертовой бабушке заборы, которые выше этих домов, и непонятно, что за ними происходит.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Только для этого?

КАТЯ ГОРДОН: Вы знаете, это хорошее шоссе, и там действительно хорошая пока еще экологическая ситуация. И если вдруг возникнет возможность там купить недорого домик, то я даже для этого второй раз выйду замуж и поселю туда мужа, и мы будем называться, вероятно, рублевскими мужем и женой. А стать рублевской женой в общепринятом понимании у меня не получится в силу присутствия нескольких высших образований и активной работы. А говорить о том, что нет там общей закономерности и что там все такие разные, не совсем честно. Потому что человек, склонный видеть закономерность в любой ситуации, видит, что в какой-то период вдруг все девочки начинают покупать одну и ту же сумку определенной марки. В какой-то момент проходит мода на йоркширских терьеров, а потом их сдают в приемники для собак, и они там сидят, потому что прошла мода.

АННА СУББОТИНА: Я ни одного человека не знаю, у кого есть йоркширский терьер.

КАТЯ ГОРДОН: А я очень много знаю. То, что богатые люди у нас в стране очень зависимы от каких-то статусных вещей, это правда. Это правда. Всё время есть какие-то трендовые вещи. Говорить, что их нету, мне кажется, не совсем честно.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Катя, а разве наличие высшего образования является прививкой от всего этого?

КАТЯ ГОРДОН: Думаю, наличие высшего образования поможет освоить, например, какой-то пласт русской литературы, где объясняется, что стыдно на всю огромную бедную страну хвастаться добром, стыдно выносить сор из избы. Безусловно, это не является панацеей, точно так же можно купить себе диплом. Я говорю не об этом. Просто ты в рамках какого-нибудь хорошего института застрахован от информационного вакуума. А люди, получившие деньги случайно, к сожалению, ничего об этой стране не знают. Мне стыдно, когда я читаю излияния рублевской жены о том, что муж ее 10 лет поколачивал, а она вышла теперь за счет этого пиариться! Это стыдно! Но мне кажется, совсем скоро вся эта ересь останется где-то за бортом, это произойдет тогда, когда у нас в обществе окончательно сформируется элита.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Александр, я хочу у вас уточнить. Все-таки ни для кого не секрет, огромное количество российских девушек мечтает выйти замуж за богатого. Вот вы, наблюдая за рублевскими семьями, наверное, видели немало людей состоятельных... Что вы можете сказать, часто ли там люди бывают счастливыми? И что с вашей точки зрения может быть залогом счастья?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Нет, я думаю, ни сколько не чаще, чем во всех других регионах. Тем более сейчас можно встретить Хаммер и машину Феррари и в Ярославле, и в поселке Шексна, где цена за сотку вдоль реки 10 тысяч евро.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Говорят, что таких цен, как на Рублевке, все-таки больше нигде нет.

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Я имею ввиду, что, так скажем, Рублевский процесс распространился на всю Российскую Федерацию. А негатив я вижу лишь в том, что по-прежнему отношение к слову «элита» у нас в стране неправильное. Такой вывод напрашивается, если послушать нашу дискуссию. В первую очередь, это исходит из политики. Когда у нас постоянный кандидат в Президенты регулярно устраивает драки с женщинами...

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: А кто причисляет Жириновского к элите общества?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Журналисты.

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: Не путайте элиту с просто известными личностями.

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: А я повторю, что неправильная трактовка слово «элита», происходит в первую очередь не от светских обозревателей, а от нашей политической реальности. Кандидаты в Президенты, наверное, в большинстве стран достойные люди. А у нас сплошь и рядом это хулиганы, на которых подают в суд. И вот от этого идет уже и всё остальное.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Меня все-таки не покидает мысль, что когда мы говорим о Рублево-Успенском шоссе, мы хотим все-таки видеть только то, что преподносят нам средства массовой информации о об одной стороне Рублевки.

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Конечно.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: И мы не видим совершенно других сторон.

АЛЕКСАНДР: Я про это и говорю. Вы знаете, есть такая деревня на Рублевке, Аксиньино. Там храм поднимали сотни людей, в первую очередь, местные жители, конечно, женщины в первую очередь. Потому что мужики все спились за годы советской власти. А сейчас он стоит, красуется, как и все остальные храмы.

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: Давайте сделаем простую вещь, давайте все-таки проговорим, что такое Рублевка. Рублевка начиналась от Московского Кремля. Cейчас остаток ее около улицы 1905 года, Звенигородское шоссе. Потом она условно раздваивалась, более древняя шла по Карамышевской набережной, через село Хорошово, Серебряный бор и дальше. А в позднее время эта дорога шла через Кунцево. Затем она шла точно так же, как и сейчас. А раньше она шла прямо до самого Звенигорода. Вот это и есть Рублевка. До революции называлась Звенигородское шоссе или, правильней, Звенигородский тракт. На этом месте я бы хотел поговорить о рублевских женах... Кстати, вспомните, раньше говорили о кремлевских женах. Но почему-то никто никогда не говорил о рублевских мужах, которые, собственно говоря, и создают Рублевке ее бриллиантовый вес. Так вот они были разными. Исторически, например, был такой князь Юрий Звенигородский, который, собственно говоря, вместе с преподобным Саввой Сторожевским монастырь этот построил. Он сделал славу этой дороге. Или были другие личности. Многие не знают, что в Серебряном бору жил Владимир Ленин, который написал именно в этом месте, на Рублевке, самые свои антиправославные и антихристианские статьи, а именно, письмо членам Политбюро о расстрелах среди священнослужителей и знаменитую статью о значении воинствующего материализма. Это было в 22 году, в марте, на Рублевке. Теперь о дачах... Это тоже символ Рублевки, но, на самом деле, это ведь не просто дачи. Вдумайтесь в само слово «дача». Только на Руси и в России существует это понятие. Европейцы не имеют дач, они имеют загородные дома, в которых они живут. И многие русские эмигранты, которых я знаю, которые уже по 15 лет живут в Москве, покупают квартиры, но не покупают дачи. Я говорю, а почему вы не покупаете дачу? Они не понимают - зачем. И вот эти дачи в России и СССР давалась за хорошее служение, за хорошие какие-то дела, но они всегда могли быть отобраны. Как дали, так и взяли. Другое дело, что таких дач, элитных дач в Подмосковье было огромное количество. Тарасовка, Кратово... Их можно перечислять долго, там жили мыслящие интересные люди. А Рублевка стала сейчас мифом, который создали журналисты, потому что это удобно риэлтерам.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Александр, вам, как коренному жителю Рублевки, вопрос. Это правда, что раньше, чтобы купить что-то на Рублевке, нужно было вступить в какой-то кооператив, получить какое-то разрешение, в том числе местной общественности?

 

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Да, конечно.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А как это происходило?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Дачу на Николиной горе не мог купить простой смертный, на это требовалось разрешение Совета Министров. И, я думаю, мой дед сумел купить эту дачу только благодаря тому, что вылечил сотни людей из тогдашней элиты как артистической, так и правительственной.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Какими качествами должен был обладать человек?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Это были, в первую очередь, выдающиеся специалисты в своей области, будь-то конструктор, как Туполев, или самый лучший гомеопат, как мой дед. Но я бы хотел сейчас подкорректировать. Дело в том, что виллы давались всегда государственным чиновникам, это свойство империи. И советская империя, как и царская, так и путинская не изменила своих свойств.

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: Больше всех преуспел Сталин в этом. Он раздавал дачи направо и налево. Причем тут же сажал хозяина дачи.

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Я хочу сказать, что в этом тоже нет ничего уникального, это свойство империи. Но сейчас всё изменилось. Первым человеком, кто, по-моему, купил более-менее свободно дачу за свои деньги, был Юрий Башмет, нынешний наш председатель кооператива. Сейчас никаких проблем нет. Но сейчас многие никологорцы сокрушаются, что продается дача Рихтера, нашего замечательного музыканта, недавно была продана наследниками дача композитора Прокофьева.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Как называется ваш кооператив?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: РАНЕС, работники науки и искусства.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: И теперь председатель кооператива никак не может повлиять на то, кто купит дачу?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Нет, теперь это свободный рынок. Это капитализм.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: То есть вы никак не можете регулировать своё соседство?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Нет.

КАТЯ ГОРДОН: Это абсолютно нормально. Если мы, по крайней мере, заявляем, что мы живем в демократическом государстве, предполагается, что там свободный рынок, рыночная экономика, так что мы забыли про монополии, худсоветы и всё прочее. Это хорошо.

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Конечно.

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: Так было до 17 года.

КАТЯ ГОРДОН: Единственное, хочется сказать, что сейчас мода на Рублевку, слава Богу, проходит. Поясню еще раз, для меня это не привязанность к конкретной территории. Для меня это некое явление, которое тоже сходит на нет, слава Богу. Сейчас будет мода на нормальных людей, на культурные постройки, и она уже начинается. После всего этого лихолетья наступила нормальная сытая жизнь, жирное время на показ сходит на нет. Очень много приличных людей покупают дома, уже не рассчитывая на соседство с чиновником Пупкиным. Сейчас даже более модно покупать дома на Новой Риге, чем там.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Я имела ввиду не чиновников, я имела ввиду, что нет ли такого искушения контролировать процесс, кто будет рядом с тобой жить?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Нет. На самом деле, подавляющее большинство людей в нашей стране выступает за свободу выбора. Что и определяет свободное общество.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Савва, все-таки есть у людей некий страх перед Рублевкой? Ведь многие считают, что это нечто вроде такого оазиса, какое-то отдельное государство в государстве, и туда лучше не попадать. Возможно ли сделать это место более открытым?

ОТЕЦ САВВА: Хороший вопрос вы задали. Как люди доходят до такой жизни, что они зависят от каких-то сумочек и прочих вещей? Мне кажется, здесь смысл в том, что для человека является ценностью, во что человек верит. Если для человека это деньги, в первую очередь, то, конечно, он всё делает, чтобы их сохранить и как-то приумножить. Если для человека является ценностью самореклама, он будет заниматься этими вещами, это для него ценность. Понимаете? Вот почему и говорят, что нет людей не верующих, каждый человек во что-то верит. Это тоже вера. Вера в кумиров, каких-то поп-исполнителей... Но самая правильная вера, идеальная вера - это вера в Бога. Почему мы сейчас пытаемся вернуть России эту веру? Потому что русский человек без веры сопьется, умрет или погибнет! Только обретя эту православную веру, человек русский может встать на ноги и пойти. Потому что это главная образующая смысла. Без смысла русский человек не может жить!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: У меня вопрос к Александру. Я для себя сейчас поняла, что Рублевка очень разная, есть творческая Рублевка, есть Рублевка гламурная, не будем это отрицать, а есть Рублевка духовная. Вот эти Рублевки как-то между собой пересекаются?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Да, безусловно, пересекаются. Я уже привел пример, что восстановление всех разрушенных храмов было делом абсолютно соборным для всех жителей Рублевки и всех окрестных деревень, по всей дороге. Это лучший пример.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А как вам кажется, будет Рублевка меняться со временем, будет меняться это соотношение гламура и творчества? Качественный состав населения будет меняться?

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Конечно, конечно! Мне кажется, что население Рублевки будет разъезжаться, оно уже разъезжается. Как правильно сказала Катя Гордон, оно разъезжается по другим направлениям.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Батюшка, я понимаю, что с точки зрения церковной, это утопия - построить Вавилонскую башню или создать некую такую резервацию, в которой я буду спокойно себе жить. Потому что я денег накопила и могу купить себе спокойное благополучное место. Но тем не менее, многие люди к этому стремятся. Чтобы вы могли сказать?

ОТЕЦ САВВА: Вы говорите о тех людях, которые как бы боятся жителей Рублевки. На самом деле, эти люди от людей, которые берегут своё богатство, ничем не отличатся. Для них тоже кумиром является богатство. И они завидуют богатым. Они тоже не свободны от этого. Есть такое поучение об иноке. И вот этот инок очень привязался к ножу перочинному. А ему и говорят, ты ничем не отличаешься от богатеев, потому что ты привязался к этому ножу. Можно к грошовому состоянию привязаться, можно и к миллиардному. Это одно и тоже по сути.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Еще один вопрос, батюшка. А как не привязываться? Вы можете дать духовный совет, как не привязываться? Мы же все часто привязываемся к каким-то мелочам в нашей жизни...

ОТЕЦ САВВА: Надо искать веру в Бога. На самом деле, это кропотливый труд по обретению веры. И вот когда ты потрудишься, когда ты походишь в храм, когда ты сделаешь массу каких-то усилий, тогда тебе дастся какая-то вера. И ты начнешь обретать эту свободу, ты станешь на первую ступеньку к обретению этой свободы. Собственно, эта свобода в Боге и есть самое большое счастье для человека. Сейчас я вижу это по тем жителям Рублевки, которые к нам приходит и понимают это. И от этой свободы человек начинает жить радостью!

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: В Житии преподобного Саввы Сторожевского 16 века написаны его слова, а он, еще раз напомню, из Звенигорода. Там написано так, что если будете помогать слабым и нищим, то достигнете высших благ. Понимаете? Есть материальные блага, а есть высшие. И вот когда человек, который обладает деньгами, начинает это понимать, то он осознает, что дело не в том, что надо обязательно откупиться или делиться, но он сам должен обязательно что-то пожертвовать. Вот тогда ему не надо будет строить высокий забор. Хотя сейчас ситуация совсем другая, если говорить правду. Есть огромные заборы, огромные особняки, там живут люди, а вокруг них тут же, рядом сотни гастарбайтеров, которые всё это строят. Это нищие, полуголодные, совершенно социально не обустроенные люди. Как вы думаете, что они думают в этот момент, что они себе представляют и как они размышляют о тех, кто живет за этим забором? Это же ведь все-таки такая штука... Как маленькая граната, заложенная под этими зданиями. Надо думать о них тоже, об этих слабых и нищих!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо, спасибо. У нас такой удивительный разговор получился... Мы начали с понятия «Рублевка», которое за последние 20 лет для кого-то стало символом богатства и роскоши, для кого-то предметом зависти, для кого-то ругательным словом. А разговор у нас получился и о российской элите, и о том, что, наверное, все-таки понятие становится таким, какой смысл мы в него вкладываем. Это был «Русский взгляд на Рублевку», и я, Лена Писарева. Подробнее об этой программе читайте у наших друзей на сайте журнала «Фома» и у нас, на сайте нашего канала. Увидимся в следующее воскресенье на Третьем канале.

"Русский взгляд" - это о России!

 

Содержание книги Константина Ковалева-Случевского "Другая Рублёвка" ›››

 

 На страницу "Рублёвка"


 

ГЛАВНАЯ | HOME PAGE | Интерфакс о книге | Переименование Рублевки | Другая Рублёвка - АиФ | ЛитРоссия - Рублёвка | Рублевка на 3 канале